Почему вы до сих пор не говорите по-английски?

Когда мы с командой только открыли школу Foxeng, долгое время сталкивались с одним и тем же вопросов от новичков: «Учу английский ещё со школы…почему я до сих пор не могу на нём говорить?».

Мы кучу времени посвятили проведению исследований на этот счёт, чтобы составить классные рабочие методики и программы. Пробовали изучить, как работает наш мозг и память, чтобы использовать это в своей методике. Делимся полученными знаниями!

Немного статистики

Чтобы выяснить, где кроется проблема, пришлось для начала оценить обстановку. Как обстоят дела со знанием языка в России?

browser

К сожалению, каких-то показательных и глобальных исследований за 19-20 год нам найти не удалось. Из, так называемых, «официальных» опросов есть много сведений по переписи населения 2010 года. Но там всё было совсем не очень. 5,48% населения при переписи указали, что знают английский язык.

Далее было исследование крупной школы английского языка с богатой историей Education First (EF) 2011 года. С тех пор они проводят такое исследование ежегодно. Если верить отчёту за 2019 год, Россия заняла 48-ое место в рейтинге владения английским языком. Всего участвовало 100 стран. Исследование проводится на основании результатов интернет тестирования, подробнее про методику проведения исследования и количество участников можно прочитать в отчёте EF.

Почему вы до сих пор не говорите по-английски?
Почему вы до сих пор не говорите по-английски?

Был и ещё один любопытный показатель чуть раньше, в 2014. Тогда аналитику сводил центр Юрия Левады, довольно известный аналитический некоммерческий центр. Они провели всероссийский опрос. Участие приняли 1600 человек. 70% россиян не владеют ни одним из иностранных языков, если верить результатам. По 2% знают немецкий и испанский. 11% — английский.

Представим, что за последние несколько лет ситуация значительно улучшилась, даже идеализировалась. Допустим, прямо сейчас английский знает вполне прилично около 20% населения от 18 лет. Хотя бы на уровне intermediate или pre-intermediate.

Всё равно слабая статистика. И это при том, что в России изучение иностранного языка входит в обязательный минимум школьного образования ещё с 1997 года. Ни для кого не секрет, что в подавляющем большинстве школ изучается именно английский.

Вот что сказано на сей счёт в письме Минобразования: «Ведущая цель обучения иностранным языкам — овладение иноязычным общением на базовом уровне. В связи с этим в содержание обучения входят: языковые, речевые, социокультурные знания, навыки и умения, обеспечивающие формирование элементарной коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности использовать иностранный язык в процессе межкультурного взаимодействия в типичных ситуациях устного и письменного общения (говорение, аудирование, чтение, письмо)».

Ну что, как считаете, вы ощущали себя готовым использовать английский в общении с иностранцами? А сейчас?

Почему мы учим-учим, да не выучиваем?

Большинство частных преподавателей и учебных центров (языковых) во всех смертных грехах винят школьную программу и учебники Верещагиной. Отчасти с ними можно согласиться. Вот что точно было не так с нашим изучением английского в школе.

vector blogging education creative writing

Учебники русских авторов. Конечно, среди них есть неплохие, но глубокого и качественного понимания языка они не дают. Вы заучиваете массу информации, при этом даже не догадываясь, почему строить предложение нужно так, а не иначе. Более того, большинство правил в российских учебниках даются в школе и университете лишь частично. А затем, спустя много лет, вам предстоит выяснить, что на самом деле правило работает вообще по-другому. Хорошие примеры: случаи использования present continuous и артикли. Мы русские учебники не используем и другим не советуем.

Преподаватели без практики применения языка. Не может научить говорить по-английски тот, кто сам с иностранцами не общался. Как все мы знаем, в России преподавать чаще всего идут девушки, которые вчера закончили пед. Сначала им дают младшие классы, потом старшие. Откуда им узнать, как общаются на языке партнёры в иностранных компаниях? Как беседуют в путешествиях? Да, у некоторых опыт есть. Но это редкость. .

Отсутствие мотивации у учеников. И снова проблема в преподавателях. Детям придумать мотивацию действительно нетрудно. Просто нужно выяснить, что им интересно. И приложить усилия, чтобы подобрать тематический материал. Взрослым – трудно, но возможно.

Почему вы до сих пор не говорите по-английски?

Методика читай-переводи-зубри. Запомните раз и навсегда, если преподаватель постоянно просит вас переводить в новом иностранном тексте каждое новое слово, из-за чего чтение абзаца превращается в пытку, что-то идёт не так. Ничего вы так не запомните, а язык возненавидите. Кстати, так частенько учат в школе. У нас есть одна ученица – взрослая женщина. В школе и университете её заставляли переводить каждое слово. Несколько месяцев занятий у нас ушло на то, чтобы перестроить её мышление на другой режим работы и изучения языка. И после этого стали появляться результаты.

Много народу. Как известно, в классе обучают не только вашего ребёнка, а ещё кучу таких же требующих внимания детей. В таких условиях без должного напора со стороны родителей и прилежности самого ребёнка ничего не получится. В любом случае необходимы дополнительные занятия. И не в большой группе.

Наверное, это основные недостатки. Ужасно то, что так не только в школе. Так потом и в университете. И ещё много где.

Но всё это были вредные советы о том, как делать не нужно. Самое время узнать, как нужно.

Всё дело в мозге или как работает наша память

Чтобы изучать язык по-настоящему эффективно, нужно чётко знать, какие занятия и упражнения принесут пользу с «вау» эффектом, а какие – нет.

В первую очередь изучение языка подразумевает запоминание огромного объёма новой информации. Поэтому, чтобы получить возможность действительно его запомнить, нужно знать, как работает наша память. И использовать это в изучении английского.

Всем нам известно, что память бывает кратковременной и долговременной. Кратковременная память хранит поступившую к нам в голову информацию до 20 секунд. А если поступит новая информация, карета тут же превратится в тыкву. Ничего в памяти не сохранится. Старая информация как бы вытесняется новой в течение 20-30 секунд.

brain

Именно поэтому первое правило изучения любого иностранного языка заключается в том, что материал нужно систематически повторять. И повторять не когда захочется, а в рамках определённого цикла. Не просто так одна из первых полноценных методик изучения иностранного языка, известная как метод Пимслера, строилась на повторении новой лексики интервалами: через 5 секунд, 25 секунд, 2 минуты, 10 минут, 1 час, 5 часов, 1 день, 5 дней, 25 дней, 4 месяца, 2 года.

Аналогичные рекомендации можно встретить и в книгах психолога и автора методик запоминания Тони Бьюзена (например, в его книге «Научите себя думать»). Тони советовал повторять выученное на протяжении 10 минут в день заучивания, 4-6 минут на следующий день, 2 минуты через неделю и так далее. Цикл включает в себя день, неделю, месяц, год, полгода. То есть дело не только в периодичности повторения, но и в том количестве времени, которое вы уделяете повторной обработке информации.

Почему вы до сих пор не говорите по-английски?

Кстати, повторять материал можно не только выстраивая жёсткое расписание самостоятельно. Есть готовые методики изучения английского языка, построенные с учётом этой особенности работы нашей памяти. Например, метод Ильи Франка, заточенный на чтение. Фишка Франка в формате изложения текста. Когда вы читаете его книгу, то видите текст в оригинале, но рядом расположен его перевод и лексический комментарий. Вот пример:

Почему вы до сих пор не говорите по-английски?

За счёт того, что новые слова постоянно повторяются в разном контексте, а вы видите рядом их перевод, слова довольно быстро и плотно откладываются в памяти.

На принципе цикличности основаны такие виды неассоциативного запоминания как суммация, привыкание и импринтинг. Их принцип воздействия на нейронные связи в мозге тоже подтверждает значимую роль цикличности повторения.

По опыту нашей школы можем сказать, что циклы запоминания для каждого человека индивидуальны. Просто попробуйте подобрать свой. Начните с прочитывания или проговаривания новых фраз утром или перед сном. Сохраните их в телефоне. Просматривайте каждый день по пути на работу всё, что выучили вчера. На выходных делайте обобщающее повторение за неделю.

calender

Так вы постепенно выработаете свой темп. Не останавливайтесь, даже когда кажется, что слова уже плотно засели в памяти. Делайте ежемесячное ревью. Возвращайтесь к словам через несколько месяцев. Можно подписаться на соответствующий канал с лексикой в Инстаграм и сохранять оттуда записи, а можно самостоятельно организовать все материалы в каком-нибудь мобильном приложении  (например, «Reword» может отлично подойти). Если любите что-то более консервативное – печатайте словарные карточки или пишите в карманный словарь. Главная идея в том, что слова должны быть легко доступны для повторения.

Следующее правило изучения языка можно вывести из того, как работает наша долговременная память. Переход от кратковременной памяти к долговременной активирует в голове ряд биохимических процессов. При этом информация записана в мозге не в качестве отдельных нейронов, а в качестве взаимосвязанных нейронов – нейронных сетей. О чём это говорит? О том, что новая информация запоминается путём подключения её к уже имеющимся в мозге сетям. И чем легче установить ассоциативную связь между новой информацией и тем, что мы уже знаем, тем легче и естественнее новые знания улягутся в голове, дополнив имеющиеся нейронные сети.

Отсюда возьмём второе правило эффективного изучения английского языка. Используйте ассоциативный подход. И здесь не нужны никакие специальные книжки и методики. В ассоциации все в детстве играли? Наверняка. Здесь логика такая же.

На ассоциативном подходе построены мнемотехники Тони Бьюзена – 12 принципов запоминания материала. Ощущения, движения, ассоциации, секс, юмор, воображение, числа, символы, цвет, последовательность, позитив, преувеличение.

meditation

Останавливаться подробно на каждом принципе мы не будем, можете почитать книги Тони, если идея зашла. Вкратце суть такая. Всё, что вызывает у нас приятные эмоции (позитив), заставляет возвращаться к этому снова и снова. Например, гораздо легче учат язык те, у кого есть любимый автор, чьи книги не переводят на русский язык.

Всё, что связано с контентом 18+ (секс), запоминается людям особенно сильно. Спорим, если после прочтения статьи вас спросят, какие принципы работы памяти вы запомнили, вы назовёте именно этот? 😉

Всё, что звучит ритмично / сопровождается звуками / совпадает с темпом шагов (движения)  запоминается на раз. Вспомните детские считалочки и игры с хлопками. Все играли в «летел лебедь»?

Этому подходу можно верить, хотя бы потому что на Чемпионате мира по памяти, первый из которых был организован Тони Бьюзеном в 1991 г., люди до сих показывают просто умопомрачительные результаты. Например, запоминают 3238 цифр за час или 568 цифр за 5 минут. Так что ничего невозможного нет.

Кстати, о мнемотехниках в том или ином виде писали во многих исследованиях. Кто-то выделял среди них меньшее количество приёмов, кто-то большее. Кто-то фокусировался непосредственно на операциях запоминания (выделение опорных пунктов, перекодирование, достраивание отсутствующего материала, сериоризация)[1]. Посыл везде примерно одинаковый.

Приведём пример использования мнемотехник на одной из методик, которая нам особенно сильно нравится. Примеры мы придумали тематические – будем пробовать выучить английские слова при помощи ассоциаций.

Итак, представьте, что хотите запомнить несколько новых слов. Эти слова должно что-то объединять, так запомнить будет легче. Возьмём слова, которые так или иначе характеризуют личность (personality).

observant – наблюдательный, внимательный

bully – задиристый, хулиган

vain – тщеславный

integrity – прямолинейность

Теперь попробуем проявить воображение и силу ассоциаций. Вы, кстати, можете придумать свои собственные. Мы лишь хотим привести пример, как это работает. Постарайтесь представлять ассоциируемые картины как можно более подробно, ярко и детально.

Observant – наблюдательный, внимательный

Почему вы до сих пор не говорите по-английски?

Cлово обзёрв (так оно читается) или обсерв (а так пишется) похоже на русское слово обсерватория. Что делают в обсерваториях? Наблюдают за звёздами и другими астрономическими явлениями. Это делают астрономы. Каким должен быть идеальный астроном, который работает в обсерватории? Он должен быть крайне наблюдательным, чтобы не пропустить ненароком рождение новой звезды, летящий на землю метеорит или ещё что похлеще. Что упадёт на землю с грохотом и накроет обломками ненаблюдательного обсерванта.

Вы – начальник обсерватории. К вам на собеседование пришли два астронома. У одного фамилия Смит. У другого Обзёрвант. Вы, недолго думая, берёте на работу второго. Ведь его фамилия переводится как «наблюдательный, внимательный», а значит, он точно ничего важного в своих наблюдениях космоса не пропустит. Например, летящий на Землю метеорит. И никто не умрёт от огненных обломков с запахом серы.

Bully – задиристый, хулиган

Почему вы до сих пор не говорите по-английски?

Идёте вы вечером домой, а вам на встречу идёт огромный красный бык – bull (англ.). Точно такой же, как тот, который нарисован на баночке Red Bull, которую вы держите в руке. Вы быка не трогаете, а он вдруг выхватывает у вас энергетик, кошелёк, бьёт под дых и удирает. А ведь он гораздо больше вас! Нехорошо обижать маленьких. Задиристый бык попался.

Vain – тщеславный

Почему вы до сих пор не говорите по-английски?

Представьте, что перед вами человек. Допустим, зовут его Ваня. Ваня рассказывает, как вчера у него была война с медведями. Он уложил всех десятерых в лесу. И даже снял об этом вайн на телефон. Пока он говорил, вены на его руках и висках надулись и пульсировали. Так сильно Ваня старался выпендриться. Любит он рассказать о себе. А всё почему? Потому что Ваня очень вэин(vain), то есть тщеславный.

Integrity – прямолинейность

Почему вы до сих пор не говорите по-английски?

Вы в огромном светлом помещении. Вы ещё не появились на свет. Ваша душа бродит среди огромных полок с пробирками, на которых написано: «злой», «сдержанный», «настойчивый». Вам предстоит выбрать характер, который будет вашим всю жизнь. Останавливаетесь напротив пробирки «прямолинейный» и уверенно нажимаете кнопку интегрировать. Вы ввели себе прямолинейность внутривенно ещё до рождения, поэтому сейчас вы такой открытый и честный.

Третье важное правило работы памяти связано с теми событиями и эмоциями, которые нашу память определяют. Как известно, запоминание работает ситуативно. Оно определено нашими ощущениями и переживаниями в момент поступления в мозг новой информации, а также жизненной ситуацией, в которой мы находились и т.д.

Почему так? Потому что сильные эмоции вызывают перемены в работе гормональных процессов. Какие-то из них могут улучшать нашу память, какие-то – ухудшать.

Например, известно, что влюблённые в человека из другой страны люди учат иностранный язык в несколько раз быстрее, чем при обычных обстоятельствах. О примерах таких историй есть классная статья у BBC.

Как писал Роберто Малиноу, учёный лаборатории Cold Spring Harbor, «вы с высокой вероятностью помните, где были в тот момент, когда узнали о случившемся 11 сентября, но при этом вы вряд ли можете сказать, что же вы делали днем ранее».

Кстати, Роберто с коллегами провели глобальное исследование на счёт влияния гормонов на нашу память и выяснили, что во всём виноват такой гормон, как норэпинефрин (норадреналин)[2]. Стимуляция мозга норэпинефрином вызывает способность нейронов последовательно усиливать ответную реакцию на учащающиеся импульсы на протяжении длительного времени.

Это значит, что всё, попавшее к нам в мозг в привязке к какой-либо стрессовой ситуации, автоматически попадает в долговременную память. Отделы мозга, ответственные за хранение наших воспоминаний, должны различать между собой важные для нашего опыта воспоминания и воспоминания стандартные, незначительные. В помощь им гормон норэпинефрин отдаёт приоритет воспоминаниям, которые окрашены наиболее сильным эмоциональным фоном.

psychology

Хотя, конечно, перегибать палку тоже нельзя. Если выброс норадреналина будет слишком велик, от излишнего страха мозг заблокирует способность как-либо запоминать или сохранять информацию. Наоборот, он потом сотрёт или заменит воспоминания (ложная память). Так что слишком страшные ситуации никому на пользу не идут.

Баланс стресса в организме позволяют поддерживать такие гармоны, как гамма-аминомасляная кислота и серотонин. Они тормозят действие норадреналина и позволяют важной информации закрепиться в голове. Создают, так называемый, позитивный стресс обучения.

Есть и важные гормоны со «светлой» стороны. Например, гормон дофамин способствует проявлению радости в процессе обучения, любопытства, мотивации и способности рискнуть. В обучении всё это необходимо.

Как повысить уровень хороших гормонов в организме? Тут всё по классике: спорт, правильная пища (бананы, миндаль, молоко, яйца, чёрный шоколад – всё, где есть тирозин), бодрящая фоновая музыка в период рутинной работы, светлое помещение для работы, проявление социального доминирования в повседневных активностях.

Что же всё это значит для нас с точки зрения изучения языка? То, что для условения информации нужен хороший гормональный фон. Сделайте своё обучение эмоциональным, окрашивайте его  яркими и нестандартными эмоциями. Например, летом можно ходить заниматься каждый раз в новые и красивые места, где вы раньше не были: парки, кафе в центре города, берег реки. Используйте каждый раз новые мультимедийные материалы. Рассказывайте о том, что вы выучили, своим родственникам. Попробуйте спеть песню и нарисовать mindmap на английском. Чем более новым и неординарным будет для вас каждый раз опыт обучения, тем больше вероятность, что выученное надолго отложится в памяти. Ведь вы вызовите выброс нужных гормонов и создадите тем самым все условия для качественного усвоения информации.

Почему вы до сих пор не говорите по-английски?

Кстати, именно на ситуативном запоминании основана такая популярная в наши дни коммуникативная методика изучения языка. Лучше всего она подходит для прокачки навыка говорения. Используется в каждом современном учебном центре.

Смысл методики в том, что группу студентов разбивают на пары / группы, и все занятие  эти люди преимущественно общаются между собой, а не с преподавателем. При этом общаются они по сюжетам различных типовых разговорных активностей (готовят презентацию бизнес-проекта, проводят судебное заседание, переговоры, встречаются в аэропорту). Занятия интересные, непредсказуемые и дают эффект «полного погружения». Лучшего способа сломать языковой барьер пока не придумали.

Четвёртое правило эффективной работы со своей памятью заключается в том, чтобы знать свой психотип. Дело в том, что наш гормональный фон, о котором мы рассказали выше, определяет индивидуальные особенности работы мозга —  когнитивный стиль. А когнитивный стиль определяет те способы обучения, которые работают лучше всего лично для вас. По данному критерию всех учеников можно условно классифицировать на аналитиков и функционалов.

brain

Аналитикам подходит работа один на один с репетитором. Они любят читать тексты, любят учить правила и все исключения к ним. С аналитиками можно рисовать схемы образования времён на английском – они оценят. В пределах обоснованного риска могут попробовать делать предположения о том, как работает язык. Но предпочтут, чтобы им сначала всё объяснили.

Функционалы будут чувствовать себя комфортнее в группе, возможно, в рамках коммуникативной методики. Им нужно давать красивый визуальный материал, давать возможность вывести правило формирования времени на английском языке в результате практики говорения. Им нравится эффект безумной и интуитивной догадки. Читать и заучивать не любят.

Если вы знаете свои психологические склонности, подобрать оптимальную и эффективную модель обучения будет куда проще.

И, наконец, в качестве пятого правила работы со своим мозгом и памятью мы выделили  концентрацию внимания. Не секрет, что если мозг правильно настроен, он гораздо качественнее обрабатывает и сохраняет информацию.

Внимание бывает произвольным и непроизвольным. К непроизвольному относится всё то, на что наш мозг реагирует без нашего на то желания. Обычно к таким внешним раздражителям, привлекающим внимание автоматически, относят следующие характеристики:

maxresdefault

— неожиданность раздражителя;

— относительная сила раздражителя;

— новизна раздражителя;

— движение раздражителя;

— контрастность предметов или явлений и т.д.

Непроизвольное внимание обусловлено возникновением очага возбуждения в определённом участке коры больших полушарий головного мозга, вызванного действием раздражителей.

Как задействовать непроизвольное внимание в изучении иностранного языка — довольно очевидно. Любые мультимедийные образовательные материалы нацелены именно на то, чтобы преподнести информацию ярко, необычно, с музыкой, видео и т.д. Например, у наших студентов на ура заходят шуточные образовательные видео BBC по фразам из произведений Шекспира и курс делового английского в виде нарисованного сериала про карьеру милой девушки Анны.

Центральные механизмы внимания связаны с возбуждением одних нервных центров и торможением других. Клетки одной области головного мозга при сильном раздражении возбуждаются. Это приводит к торможению в других областях головного мозга. В рамках жизни человека в пределах, скажем, одного рабочего дня, возбуждение в коре полушарий не закреплено на одном пункте, а постоянно перемещается.

am

Однако если мы хотим сфокусироваться ненадолго на одном конкретном виде деятельности, нужно, чтобы мозг закрепил у нас в голове определённую доминанту – временно господствующий очаг возбуждения. Благодаря ей суммируются и накапливаются импульсы, текущие в нервной системе, одновременно подавляя активность других центров, за счет чего доминанта становится ещё сильнее. Принцип доминанты выдвинул русским физиолог Ухтомский, а ещё об оптимальном очаге возбуждения писал Павлов.

Что даёт нам такая доминанта? Она позволяет регулировать наши внутренние побуждения и концентрацию. То есть даёт то самое произвольное внимание. Произвольное внимание активизируется, как правило, в процессе трудовой деятельности человека (учёба, работа). Так сложилось исторически. То есть оно появляется в результате необходимости удовлетворить наши первоочерёдные потребности – потрудиться, чтобы получить вознаграждение / пищу, чтобы быть частью социума, общины и т.д.

Конечно, трудовая деятельность – это самый очевидный пример. Наиболее сильные доминанты формируются в результате формирования у нас целей, твёрдых жизненных установок и интересов. Это значит, что быть наиболее внимательным при изучении английского языка поможет искреннее желание его выучить. Нужно понимать, зачем он тебе и как ты планируешь его использовать.

ui ux

Не зря всё-таки так много пишут о ценности мотивации. С точки зрения процессов функционирования мозга именно мотивация и формирует доминанту. Этот центр возбуждения господствует над всеми другими центрами не только в том смысле, что он подавляет и тормозит их. Доминантный очаг способен усиливаться за счет других, второстепенных центров, словно «притягивая» к себе их процесс возбуждения. Вот почему Бетховен, Эдисон, Бальзак сутками могли обходиться без сна и еды, захваченные процессом творчества.

Вывод следующий: ищите свою мотивацию. Запишите её. Читайте запись каждый раз, когда принимаетесь за изучение языка. Это поможет запоминать новое не только за счёт непроизвольного внимания (классные учебные материалы), но и за счёт произвольного. То есть за счёт собственной целеустремлённости.

Рассказывая про работу памяти, нельзя не обратить внимание на её плотную связь с другими категориями мозговой активности. Вот парочка особенно ярких примеров.

surveysparrow new addition video survey

Физкультура – своеобразный источник сил не только для нашего тела, но и для памяти. В Калифорнии было исследование, результаты которого показали связь между повышением уровня глутаминовой и гамма-аминомасляной кислот в головном мозге, которое происходит в результате физической активности, и улучшения процессов запоминания. Так что можете учить английский утром (смотри параграф выше) после небольшой зарядки. Результаты должны приятно удивить.

clock

Связан с памятью и сон, хотя есть много исследований с противоположным выводом. Замечали, как быстро и хорошо работает голова утром, в первые часы после подъёма. Даже если спали вы не так уж и много. Для многих людей эффективен и быстрый дневной сон для краткого восстановления точки высшей продуктивности на первый час после пробуждения. Старайтесь заниматься рано утром, перед работой. За завтраком или по дороге на работу, в метро.

Пробуйте, ищите свой путь и старайтесь проявлять неординарный подход! Надеюсь, что статья подкинет вам пару идей о том, как именно вы хотите дальше учить язык, чтобы это было эффективно и приятно 🙂

Или просто приходите к нам, чтобы отправиться в это удивительное путешествие вместе!

illustration students

[1] Шадриков В.Д., Черемошкина Л.В. Мнемические способности: Развитие и диагностика. – М.: Педагогика, 1990.

[2] How emotionally charged events leave their mark on memory. (2007). Biology News Net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *